СОШ п. Сорум
поселок Сорум, Белоярский район, ХМАО-Югра
  • Безопасность

    Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и всех сотрудников от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. 

    Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся. 

    Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

    Нормативное регулирование

    К числу наиболее значимых нормативных правовые актов в области обеспечения информационной безопасности относятся следующие законы и подзаконные акты: 

                   Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые определяют правовые основы информационной безопасности: основные положения правового статуса субъектов информационных отношений, принципы информационной безопасности (законности, уважения прав, баланс интересов личности, общества и государства), конституционный статус государственных органов, обеспечивающих информационную безопасность и др.

    Например, к таким положениям относятся нормы, которые устанавливают право каждого субъекта свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4.ст. 29).

    Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на доступ к информации о частной жизни и передачу сообщений по линиям телефонной связи (ст.23).

         Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102144301 закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

    Закон определяет ключевые термины в области безопасности, которые применимы и для сферы информационной безопасности, принципы и систему безопасности, правовой статус и состав Совета Безопасности Российской Федерации.

         Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» http://kremlin.ru/acts/bank/32492 регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

        Федеральный закон от 27 апреля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

        Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» http://kremlin.ru/acts/bank/24157 фиксирует базовые нормы для всей системы информационного законодательства, в т.ч. правового обеспечения информационной безопасности.

       Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» http://kremlin.ru/acts/bank/24154 регулирует деятельность по обработке (использованию) персональных данных.

       Уголовный кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ В главе 28 Кодекса предусматривается ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации (ст.272-275). Всего в тексте Кодекса содержится более 50 отдельных статей, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение запретов в информационной сфере.

     Трудовой кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ определяет общие требования по обработке и защите персональных данных работника, устанавливает сроки хранения таких данных и процедуру их использования. В случаях нарушения норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Трудовой кодекс РФ определяет норму об ответственности за разглашение отдельных видов тайн и персональных данных.

       Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ в главе 13 определяет административную ответственность за правонарушения в области связи и информации.

        Доктрина информационной безопасности. Российской Федерации http://kremlin.ru/acts/bank/41460 представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

              Письмо Минобразования РФ от 13 августа 2002 г. № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «Рекомендациями по организации эффективного использования компьютерной базы в общеобразовательных учреждениях»).

               Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2006 г. № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетногонационального проекта «Образование».

                Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2011 г. № АП-1057/07 «О правилах подключения образовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет».

    Детские безопасные сайты

    Безопасные сайты

    http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.

    http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.

    http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».

    http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.

     www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.

    http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.

    http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.

    http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.

    http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!

    http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.

    http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.

     http://baby.oxid.ru/ -Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки.

    http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.

    http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.

    http://www.deti.religiousbook.org.ua/ — Детская страничка: Детям о Вселенной, планете Земля, растениях и животных.

    http://umfo.ru/ — Молодежно-развлекательный форум.

    http://predkov.net/— Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.

    http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.

    http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».

    http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.

    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.

    http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.

    http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.

    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx — Сайт Центра безопасности Майкрософт.

    http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.

    http://www.iprbookshop.ru — Электронно-библиотечная система IPRbooks.

    http://нэб.рф — Национальная Электронная Библиотека.

    https://infourok.ru — Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).

    https://www.prodlenka.org — Продленка (Образовательный портал).

    http://ege-go.ru/math-ege/ — Информатика и математика (Образовательный ресурс).

    https://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

    http://rosmetod.ru — Росметод.

    http://usovi.ru/index.php?page=home — У тетушки Совы: Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей и родителей У тетушки Совы.

    http://www.zateevo.ru/ — Детский сайт ЗАТЕЕВО.ру (www.zateevo.ru) — сайт для детей 8-14 лет, единственный еженедельный русскоязычный интернет-журнал для школьников, выходит при государственной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

    http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

    http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.html — ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

    http://www.icensor.ru/ — Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

    http://www.tirnet.ru — Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.

    www.ms-education.ru и www.apkpro.ru - Электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.

    http://www.nedopusti.ru/ — Социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

    http://psyparents.ru/ — Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.

    http://www.za-partoi.ru/ — Журнал «Здоровье школьников» Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» — новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.

    http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей. 

    Родителям о безопасности

    В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
    2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
    3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
    4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
    5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
    6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
    7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
    8. оправдывающая противоправное поведение;
    9. содержащая нецензурную брань;
    10. содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
    2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
    3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
    4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    Общие правила для родителей

    1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку — главный метод защиты.
    2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
    3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
    4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
    5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Возраст от 7 до 8 лет

    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

    Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
    2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
    3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    4. Используйте специальные детские поисковые машины.
    5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
    7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
    8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
    9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
    10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
    11. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
    12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    13. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
    14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    Возраст детей от 9 до 12 лет

    В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

    Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
    2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
    3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
    4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
    7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
    8. Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
    9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
    12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
    13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.
    14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
    15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Возраст детей от 13 до 17 лет

    В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

    Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

    Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

    Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ( «черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
    2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
    3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
    4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
    6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
    7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
    10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от сгіама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
    12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
    13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
    14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

    Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

    Служба консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета 8 800 25 000 15

    Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

    8 800 25 000 15 — звонки по России бесплатные (линия работает с 9 до 18 (по московскому времени) по рабочим дням. Обеденный перерыв с 13 до 14 ч.)

    Педагогам о безопасности

    Проблема обеспечения информационной безопасности школьников является актуальной особенно в условиях информатизации образования, когда каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в Интернет. 

    Информационная безопасность -это не только обеспечение безопасности персональных данных и знакомство с ососновными правилами безопасного использования сети Интернет. 

    Для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие.

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный.  Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный  (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    • Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по обеспечению информационной безопасности в образовательной организации основного общего образования (выписка)

    1. Общие положения
     
    1.1. Методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности (далее-методические рекомендации) разработаны в соответствии с ФЗ-152 от 27.07.2006г. «О персональных данных», ФЗ149 от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ-273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

    1.2. Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных организаций основного общего образования.

    1.3. Методические рекомендации определяют необходимый перечень требований по обеспечению безопасности информации в образовательных организациях основного общего образования.

    1.4. Методические рекомендации разработаны для использования образовательными организациями основного общего образования при работе с персональными данными учащихся, их родителей или законных представителей, педагогического состава и иных работников образовательной организации с целью защиты персональных данных и недопущения утечки информации, содержащей сведения персональных данных.

    2. Основные понятия
     
    2.1. Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

    2.2. Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

    2.3. Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

    2.4. Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

    2.5. Обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

    2.6. Доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

    2.7. Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

    2.8. Предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

    2.9. Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

    2.10. Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

    2.11. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

    3. Персональные данные: понятие, сущность, обработка.

    3.1. Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) согласно ФЗ-152 «О персональных данных» от 27.07.2006г. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны. Оператор персональных данных – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Образовательные учреждения попадают под это понятие и являются операторами персональных данных. Под обработкой персональных данных понимается любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При обработке персональных данных оператор обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
     
    3.2. К персональным данным в образовательной организации основного общего образования относятся:

    • Фамилия имя отчество (далее по тексту — Ф.И.О.) сотрудников организации; 

    • Ф.И.О. учащихся;

    • Ф.И.О. родителей или законных представителей учащихся;

    • Сведения, содержащиеся в основном документе, удостоверяющем личность субъекта; 

    • Информация, содержащаяся в страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования; 

    • Сведения, содержащиеся в документах воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

    • Сведения об образовании, квалификации или наличии специальных знаний или подготовки; 

    • Сведения, содержащиеся в свидетельстве о постановке на учёт физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации; 

    • Сведения о семейном положении; 

    • Биометрические персональные данные — сведения, которые характеризуют  физиологические  и  биологические  особенности  человека,  на основании которых можно установить  его  личность   (биометрические  персональные  данные)  и  которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных;

    • Информация медицинского характера, в случаях, предусмотренных Законодательством; 

    • Сведения о заработной плате работников, родителей учащихся; 

    • Сведения о социальных льготах; 

    • Сведения о наличии судимостей.

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

    • Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    • Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    • Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    • Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    • Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    • Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    • Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    • В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    • Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    • Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    • Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    • Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    • Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    • Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    • Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    • Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    • При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    • Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    • Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
    • Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    • Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    • О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    • Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    • Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    • Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    • Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Списки информационных материалов и сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

    РЕКОМЕНДУЕМ

    Курс для школьников 6—9 классов, но он будет полезен и родителям, а также учителям, планирующим рассказывать в школе о безопасном использовании интернета, например, во время Всероссийского урока по безопасности в интернете, или проводить уроки финансовой грамотности. В курсе три раздела. Каждый раздел состоит из конспекта для самостоятельного изучения, видео-урока и теста, помогающего лучше усвоить изученный материал. Мы надеемся, что курс поможет юным пользователям интернета не попасться на удочку мошенников. 

     Брошюры и лифлеты (ссылки для скачивания):

    Информационная безопасность

    Информационная безопасность — практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации.

    Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

    Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в СОШ п. Сорум. 

    Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администратирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
    Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или учащийся) при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.

    В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт.

    Школа  имеет доступ к сети Интернет.

    Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в СОШ п. Сорум

    Утверждена инструкция ответственного за работу «точки доступа к сети Интернет» в СОШ п. Сорум

    При организации работы с информационными системами и телекоммуникационными сетями используются:

    Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет

    Правила использования сети Интернет

    Инструкция для сотрудников СОШ п. Сорумо порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет

    Использование Интернета является безопасным, если выполняются три основных правила: 

    1. Защитите свой компьютер
    · Регулярно обновляйте операционную систему.
    · Используйте антивирусную программу.
    · Применяйте брандмауэр.
    · Создавайте резервные копии важных файлов.
    · Будьте осторожны при загрузке новых файлов.

    2. Защитите себя в Интернете
    · С осторожностью разглашайте личную информацию.
    · Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

    3. Соблюдайте правила
    · Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
    · При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.

    Классификатор информации, доступ к которой учащихся запрещен 

    1.Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения:
    - информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды;
    - информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

    2 .Злоупотребление свободой СМИ /экстремизм:
    информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы.

    3.Злоупотребление свободой СМИ / наркотические средства:
    сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

    4.Злоупотребление свободой СМИ / информация с огра­ниченным доступом:
    сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции.

    5 .Злоупотребление свободой СМИ / скрытое воздействие :
    информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

    6.Экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм):
    А) экстремистские материалы, т.е. предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
    Б) экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков:
    - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    - подрыв безопасности Российской Федерации;
    - захват или присвоение властных полномочий;
    - создание незаконных вооруженных формирований;
    - осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;
    - возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
    - унижение национального достоинства;
    - осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
    - пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
    - воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;
    - публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязан­ностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
    - применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
    - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
    - нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением.

    7 .Вредоносные программы :
    программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

    8 .Преступления :
    - клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию);
    - оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприлично форме);
    - публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
    - склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
    - незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов;
    - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
    - информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной Нетерпимости, а также пропаганду социального, расового, национального и религиозного неравенства;
    - публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

    9.Ненадлежащая реклама :
    информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий.

     10 .Информация с ограниченным доступом :
    информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную специально охраняемую законом тайну.

    В целях профилактики фактов мошенничества и дистанционного хищения денежных средств следует принять во внимание следующую информацию.
    1.    Банки не оказывают услуги посредством телефонной связи.
    2.    Сотрудники служб безопасности банков, сотрудники правоохранительных органов при общении по телефону не сообщают о каких-либо мероприятиях, проводимых правоохранительными органами и другими силовыми структурами, направленных на изобличение мошенников, не требуют от «клиентов банка» выполнять какие-либо инструкции сотрудников служб безопасности банков, не предупреждают об уголовной ответственности за невыполнение требований, поступающих в телефонном режиме от сотрудников банков.
    3.    Осуществляя 100-процентную предоплату за оказание тех или иных услуг, приобретение товаров, вы должны быть уверены в надёжности продавца и отдавать себе отчёт о потенциальном риске быть обманутым в такой ситуации. Не оплачивать товар в сети интернет по предоставленным продавцом или лицом, оказывающим услуги, ссылки на оплату, пройдя по которой нужно вводить реквизиты банковской карты («Авито», «Юла», «Дром», «ВКонтакте», «BlaBlaCar»).
    4.    Перевод денежных средств на реквизиты банковских карт, при условии если не подтверждена личность владельца, недопустим.
    5.    Пользоваться только проверенными сайтами и помнить о том, что злоумышленники создают сайты-двойники, внося незначительные изменения в наименования сайтов добропорядочных организаций.
    6.    При принятии решения заняться торгово-биржевой или инвестиционные деятельностью, в обязательном порядке необходимо проверять правовой статус инвестиционной компании на сайте Центрального Банка Российской Федерации в разделе «Проверить участника финансового рынка» (по ИНН или ОГРН, а не по наименованию компании). По законодательству Российской  Федерации профессиональная деятельность на финансовом рынке осуществляется на основании лицензии (ст.39 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

    Видеоматериалы, размещенные на официальном сайте Департамента региональной безопасности автономного округа, в разделе «Защита прав потребителя», подраздел «Видеоматериалы» https://zpp.admhmao.ru/videomaterialy/ 

    ОСТОРОЖНО, МОШЕННИКИ

    Одни из самых популярных видов мошенничества сегодня – телефонные и через сеть Интернет. Практически ежедневно люди становятся жертвами злоумышленников. Чтобы уберечь себя и своих близких, необходимо знать и помнить наиболее распространенные схемы присвоения Ваших денег.

     ОБМАН ПО ТЕЛЕФОНУ:

    Вам позвонили с неизвестного номера и сказали, что кто-то из родственников попал в беду и для его освобождения из полиции необходимо дать взятку. Помните, Вы разговариваете с МОШЕННИКОМ!

     ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЕ:

    Вам позвонили/прислали СМС с сообщением о крупном выигрыше и просят оплатить налоги, чтобы получить приз. Это уловка МОШЕННИКОВ.

     ОБМАН ПО СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

    Не доверяйте сайтам, где перед получением товара, оказания услуг или помощи в трудоустройстве необходимо осуществить предоплату. Никогда не сообщайте пароль для входа в личный кабинет онлайн банка.

     БЛОКИРОВКА БАНКОВСКОЙ КАРТЫ:

    Сообщение по телефону о блокировке банковской карты – одна из излюбленных схем МОШЕННИКОВ. Они просят Вас дойти до ближайшего банкомата и перевести все свои средства на новый счет, чтобы не потерять деньги. Они уйдут к МОШЕННИКАМ!

     Жертвами мошенников может стать каждый. Злоумышленники постоянно придумывают новые схемы обмана, но в каждой из них один финал – человек теряет деньги. Обезопасить себя очень просто. Вам необходимо запомнить элементарные правила:

    ·        Обязательно перезвоните родственникам, которые, якобы, попали в беду или их знакомым

    ·        Не переводите деньги на другие банковские счета и незнакомые телефонные номера

    ·        Не сообщайте посторонним людям код карты экспресс-оплаты

    ·        Не вводите по указанию незнакомых людей «специальные коды» для получения приза

    ·        Не звоните на короткие номера

    ·        В любом из случаев сообщите о факте мошенничества в ОВД

    Как правило, мошенники звонят из других регионов, и уточняющие вопросы помогут Вам не попасться на их уловки. БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

    Как это работает: семь видов мошенничества в разъяснениях Пленума ВС 

    Памятка для детей и родителей по предупреждению противоправных действий в отношении несовершеннолетних

    Сегодня дети становятся жертвами самых различных преступлений. Реальность такова – дети ежедневно становятся жертвами самых разных преступлений! Научить ребенка правилам безопасного поведения под силу каждому! Дети обязательно должны знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, когда их жизни и здоровью угрожает опасность. Правила безопасного поведения могут помочь несовершеннолетним избежать насилия и сохранить свое физическое и психическое здоровье. Убедитесь в том, насколько ребенок верно понимает правила безопасного поведения, и насколько он готов их использовать в жизни. При этом старайтесь не запугивать ребенка рассказами о том, что произойдет, если не следовать правилам. В этом случае, он не запомнит полезную информацию, но в памяти останется страх, что с ним случится что-то плохое. А это сильно навредит ребенку, лишив его способности правильно реагировать в опасной ситуации.

    Ребенок с детства должен уметь говорить «нет» в следующих ситуациях:

    · Когда ребенку предлагают совершить недостойный поступок;

     · Если ребенку предлагают поехать куда-нибудь, предупреждая, чтобы он об этом никому не говорил;

    · Когда незнакомый человек предлагает ребенку что-либо сладкое (конфеты, пирожные, пирожки и т.п.);

     · Когда ребенку предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей;

    · Если незнакомые люди предлагают довезти ребенка на машине или просят показать им дорогу, сидя в машине;

    · Когда малознакомые или незнакомые люди приглашают ребенка к себе в гости и т.д.;

    · Когда ребенку предлагают на улице купить недорогой товар, поиграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.

     Не следует учить ребенка, беспрекословно и не задумываясь, выполнять все требования взрослых.

    Правила безопасности для детей

    С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником. Для этого нужно навсегда усвоить «Правила четырех «не»:

    1. не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;

    2. не заходи с ними в лифт или подъезд;

    3. не садись в машину к незнакомцам;

    4. не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

    Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок. Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!» Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к полицейскому.

    Правила поведения

    На улице

    - Выходя из дома, всегда предупреждай, куда ты идешь, где будешь и во сколько вернешься. Если возвращаешься домой поздно вечером, проси, чтобы тебя встретили.

    - В общественном транспорте садись ближе к водителю, чтобы он мог тебя видеть.

    - Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с людьми.

    - Не ходи в отдаленные и безлюдные места, не играй на стройках и в заброшенных домах.

    - Если показалось, что кто-то тебя преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому.

    - Увидев впереди шумную компанию или пьяного, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут, при этом не следует вступать в конфликты.

    - Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу, магазин, аптеку, не выполняй никакие просьбы водителя.

    - Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

    - Если незнакомец просит пойти с ним и позвонить в квартиру, потому что ему не открывают, а тебе откроют – не ходи!

    В подъезде 

    - Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом. Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице пока этот человек не уйдет. Если чувствуешь опасность, зайди в магазин, на почту, в библиотеку и расскажи о подозрительном человеке.

    - Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.

    - Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который может зайти за тобой в кабину.

     Дома

    - Никогда не впускай в квартиру незнакомого человека. Если звонят или стучат в дверь, не подходи и не спрашивай, кто пришел. У родителей есть ключи, и они откроют дверь сами.

    - Ни в коем случае не открывай дверь лицам, представившимся почтальоном, врачом, полицейским, сантехником, электриком, знакомым родителей, даже если они станут уговаривать.

    - Покидая квартиру, посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.

    - Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

    Родители помните, что покупая детям не по возрасту дорогие подарки (дорогие мобильные телефоны, планшетные компьютеры, игровые консоли и т.д.), которыми ребенок может пользоваться на улице, Вы провоцируете злоумышленников на совершение в отношении Вашего ребенка противоправных действий.

     Семейные правила безопасности

    1. Придумайте вместе с детьми семейный пароль, который каждый сможет использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации.

     2. Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ребенком о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой.

    3. Научитесь ребенка беречь ключи и расскажите ему, что делать, если он их потеряет. Выходя из дома, ребенок должен проверять, взял ли он ключ с собой.

     4. Оговорите границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.

     5. Сформируйте у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время, когда оставался без вашего присмотра.

    6. Ребенок обязательно должен знать свое имя, имена родителей, домашний адрес и телефон. Это поможет ему добраться до дома, если он потерялся.

     7. Дети должны знать, как и в каких случаях можно позвонить в полицию, противопожарную службу и скорую помощь.

     Правила для родителей

    1. Уважайте детей, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против его воли.

     

    2. Если ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, сожителя, брата, дяди, прислушайтесь к его словам. Не оставляйте его один на один с этим человеком. Обратитесь за помощью к детскому психологу, позвоните в службу доверия или полицию.

     

    3. Обсуждайте с ребенком особенности полового развития, отвечайте на его вопросы о сексуальных отношениях.

     

    Родители, помните, что главным для ребенка является ваша любовь и внимание! Если вы считаете, что ребенку угрожает опасность, не оставайтесь безучастными! Если вы думаете, что ребенок ваших знакомых или соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, незамедлительно обратитесь в полицию по телефону 02. По предупреждению противоправного поведения подростков основывается на установленных в законе РФ документах:

     · Конвенция о правах ребенка в статье 17 подчеркивает необходимость обеспечения ребенка «информацией и материалами из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка», провозглашает, что «образование ребенка должно быть направлено на: воспитание уважения к правам человека и основным свободам, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе» (статья 29).

     · Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет цели

     государственной политики в интересах детей: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности (ст.1).

     · Деятельность по предупреждению противоправного поведения подростков основывается на установленных в законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принципах «законности, демократизма, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.2). Основной задачей этой деятельности являетс «предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому» (ст.2)

     

    Документы

    Документы не выбраны

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам про информационную безопасность

    Методические и справочные материалы

    1) Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет»
    Письмо №66-0250 от 01.03.2019 Члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Боковой Л.Н. 
    Письмо № 03-39 от 29.03.2019 г.  «О методических рекомендациях» департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения РФ
    Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет»

    2) Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
    Ссылка на документ 2014г.    Ссылка на документ 2018г.   Ссылка на раздел сайта Единый урок.рф

    3) Рекомендации по организации системы ограничения в образовательных организациях  доступа  обучающихся  к  видам  информации,  распространяемой посредством  сети  «Интернет»,  причиняющей  вред  здоровью  и /или  развитию детей,  а  также  не  соответствующей  задачам  образования
    Рекомендации

    4) Методика, рекомендуемая к использованию при проведении экспертизы информационной  продукции  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  29 декабря 2010 года No 436-ФЗ
    Методика

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.

      http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.

      http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.

      http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.

      https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет

      http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»

      http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы

      http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

      http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»

      http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам

      Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников 
      http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.

    Методические и справочные материалы

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Роскомнадзор | сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации http://eais.rkn.gov.ru/feedback/
    Департамент региональной безопасности Ярославской области | Прием сведений об Интернет-ресурсах, где предположительно содержится противоправный контент  http://www.yarregion.ru/depts/drb/tmpPages/badcontent.aspx
    Лига безопасного Интернета | Оставить сообщение о противоправном Интернет-контенте http://ligainternet.ru/hotline/

    Фонд «ДРУЖЕСТВЕННЫЙ РУНЕТ» 

    http://hotline.friendlyrunet.ru/

    Центр безопасного интернета в России | Горячая линия

    http://www.saferunet.ru/post/hot_line.php
    Национальный центр  информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

    http://нцпти.рф/illegal_content/

    Горячая линия РОЦИТ http://www.hotline.rocit.ru/

    В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Роскомнадзором России разработан алгоритм (порядок) взаимодействия заинтересованных органов при выявлении противоправного контента в сети «Интернет».
    Процедура направления и рассмотрения сообщения по вопросу ограничения доступа к запрещенной информации, размещенной сети «Интернет»
    В случае выявления в сети «Интернет» материалов с признаками запрещенной информации следует пользоваться этим алгоритмом.

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Защита персональных данных
    • Локальные нормативные акты
    • БЕЗОПАСНОСТЬ
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie