СОШ п. Сорум
поселок Сорум, Белоярский район, ХМАО-Югра
  • Социокультурные истоки

    О программе «Социокультурные истоки»
     
    ИСТОКИ — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России.
     
    ИСТОКИ — апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.
     
    ИСТОКИ — соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа.
     
    ИСТОКИ — уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России.
     
    ИСТОКИ — программа активного «восполнения питания» от Истоков отечественной цивилизации.
     
    ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
     
    Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС общего образования.
     
    «ИСТОКИ» могут быть рассмотрены в качестве учебного курса основного общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
     
    Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№3,5-707 от 20.07.1998 г.).
     
    Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.
     
    Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.
     
    Программа способствует решению ряда важнейших задач:
    * развитию духовно-нравственных основ образования;
    * интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
    * формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
    * приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
    * укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
     
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» (И.А. Кузьмин) (открыть в формате .ppt) http://www.istoky-co.ru/Presentation%201.ppt
     
    «ИСТОКИ — СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ» (И.А. Кузьмин) (открыть в формате .ppt) http://www.istoky-co.ru/Presentation%202.ppt
     
    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ (открыть в формате .pdf) http://www.istoky-co.ru/Osnovnie%20polojenia.pdf
     
    Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.
     
    Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.
     
    Программа «Истоки» оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания — сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).
     
    В 2002 г. учебный комплект программы получил гриф Министерства образования РФ.
     
    Программа «Истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основной общеобразовательной школы в:
     
    * постановке стратегических целей;
    * содержании духовно-нравственного развития и воспитания личности;
    * формировании социокультурной идентичности;
    * организации воспитательного пространства;
    * интегративности программ духовно-нравственного воспитания.
     
    В рамках программы сложилась система активной подготовки и консультирования педагогов. В 2003 г. на I Всероссийской конференции «Стратегии и технологии в программе «Истоки» в Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва) программа получила поддержку представителей 21 региона России.
     
    В настоящее время программа «Истоки» в виде регионального или школьного компонента успешно реализуется в 62 субъектах Российской Федерации, что является показателем ее эффективности.
     
    С 2007 по 2010 гг. программа «Истоки» развивалась в русле Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России на 2006–2010 гг.».
     
    Программа «Истоки» была рассмотрена и получила единогласную поддержку в октябре 2014 г. на Общественных слушаниях Комиссии по образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.
     
    Разработаны разноуровневые образовательные программы по подготовке педагогов Истоковедения. Они реализуются через:
    * курсы повышения квалификации работников образования;
    * проблемно-модульную подготовку педагогов;
    * консалтинговые программы для различных категорий слушателей;
    * посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педагогических университетов.
     
    В 2011 г. приказом Министерства образования и науки РФ Издательский дом «Истоки» был включен в Федеральный перечень издательств, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2 от 13.01.2011 г.).
     
    Авторы программы удостоены наград Русской Православной Церкви, Российской Академии естественных наук, администрации субъектов РФ и общественных организаций.

    СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук).

    Апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. 

    СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ — уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России. 

    ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. 

    Программа способствует решению ряда важнейших ЗАДАЧ: 
    * развитию духовно-нравственных основ образования; 
    * интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры; 
    * формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству; 
    * приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума; 
    * укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума. 

    Учебно-методический комплектпо программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» для дошкольного образования

    Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

    Комплект состоит из 17 книг: три книги для детей 3-4 лет («Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»);

    четыре книги для детей 4-5 лет («Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»);

    пять книг для детей 5-6 лет («Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»);

    пять книг для детей 6-7 лет («Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).

    Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные способности: 
    * во-первых, он направлен в равной степени на развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей; 
    * во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей); 
    * в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;

    * в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;
    * в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей; 
    * в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома «Мои Истоки»,над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории; 
    * в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности (методическая разработка по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике «Истоковедение», т. 5).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie