СОШ п. Сорум
поселок Сорум, Белоярский район, ХМАО-Югра
  • Функциональная грамотность

    https://belsosh1.gosuslugi.ru/netcat_files/136/2453/010223.jpg

    1. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся".

    2. Письмо Министерства просвещения РФ от 26 января 2021 г. № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности".

    3. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. №03 -1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности".

    4. Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 16.09.2021г. №10-П-1233 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры».

    5. Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 20.09.2021г. №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

    6. Распоряжение Комитета по образованию администрации Белоярского района от 17.09.2021г. №266 «Об утверждении муниципального плана мероприятий направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год»

    7. Распоряжение Комитета по образованию администрации Белоярского района от 11.02.2022г. №49 «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию администрации Белоярского района от 17.09.2021г. №266 «Об утверждении муниципального плана мероприятий направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год»

    8. План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся СОШ п. Сорум

    9. Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся СОШ п. Сорум

    Перечень учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по формированию функциональной грамотности обучающихся в СОШ п. Сорум

    № п/п

    название учебного курса, модуля

    класс

    Учебная деятельность

    1

    Естественнонаучная грамотность - как составляющая функциональной грамотности

    10 класс

    2

    Социальная, правовая и общественно-политическая грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности

    10 класс

    3

    Основы правовых знаний: гражданин, общество, право (в рамках функциональной грамотности)

    10 класс

    4

    Математика: избранные вопросы (в рамках функциональной грамотности)

    10-11 классы

    5

    Русский язык: трудные случаи орфографии и пунктуации (в рамках функциональной грамотности)

    10-11 классы

    6

    Комплексный анализ текста (в рамках функциональной грамотности)

    10-11 классы

    7

    решения задач по физике. Электродинамика   (в рамках функциональной грамотности)

    10-11 классы

    8

    Практика и анализ художественного текста (в рамках функциональной грамотности)

    9 класс

    9

    Решение задач по математике практической направленности (в рамках функциональной грамотности)

    9 класс

    Внеурочная деятельность

    10

    Читаем, считаем, наблюдаем (в рамках функциональной грамотности)

    1-4 классы

    11

    Естественнонаучная грамотность - как составляющая функциональной грамотности 

    5-7 классы

    12

    Развитие у обучающихся читательской грамотности как основы формирования функциональной грамотности разных направлений

    8-9 классы

    13

    Основы математической грамотности

    9 класс

    14

    Функциональная грамотность: учимся для жизни

    10-11 классы

    15

    Основы финансовой грамотности

    5-11 классы

    16

    Я – читатель (в рамках функциональной грамотности)

    1 класс

    ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  

    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1) направленность на решение бытовых проблем;

    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Как функциональная грамотность отражена в школьной программе

    С 2010 года российские школы работают по федеральным образовательным стандартам, предъявляющим требования к метапредметным результатам обучения, являющимся составными элементами функциональной грамотности.

    В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижение этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Для перехода на новые стандартны уже подготовлены примерные учебные программы по всем предметам. Эти программы показывают, что при сохранении баланса между предметной подготовкой и функциональной грамотностью эти образовательные задачи можно решать комплексно.

    Составляющие функциональной грамотности

    1.  Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. 

    5.   Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Методические рекомендации для педагогов по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся СОШ п. Сорум:

    Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности»

    ​Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

    Методические рекомендации (miabmc.ru)

    Методические материалы «Креативное мышление»

    Методические материалы «Глобальные компетенции»

    Методические рекомендации СИПКРО для педагогов  по формированию функциональной грамотности.

    Методические рекомендации для учителей и родителей

    Рекомендации по  формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.

    Рекомендации по формированию читательской грамотности

    Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.

    Функциональная грамотность для педагога.

    Виртуальная методическая площадка по сопровождению развития функциональной грамотности (iro86.ru)

    Дидактические материалы для обучающихся по математике «Повышение функциональной грамотности школьников»

    Вебинар издательства «Просвещение» «Лаборатория функциональной грамотности»

    Семинар "Интеграция функциональной грамотности в образовательную программу школы"

    «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», онлайн-конференция

    Выпуск научного и информационно-аналитического педагогического журнала «Отечественная и зарубежная педагогика", посвященный функциональной грамотности

    Материалы всероссийского семинара «Формирование и оценка функциональной грамотности»

    Математическая грамотность  Всероссийский семинар

    Читательская грамотность Всероссийский семинар

    Естественно-научная грамотность Всероссийский семинар

    Финансовая грамотность Всероссийский семинар

    Креативное мышление Всероссийский семинар

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

    1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    7.Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

    8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 

    Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (resh.edu.ru)

    Банк заданий по функциональной грамотности издательства «Просвещение»

    Институт стратегии развития образования Российской академии образования (instrao.ru)

    Банк заданий по функциональной грамотности (prosv.ru)

    Открытый банк заданий ФГБНУ «ФИПИ»

    Электронный банк заданий Минпросвещения России

    Открытые задания PISA

    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

    СИПКРО

    Издательство «Просвещение»

    Банк тестов

    Московский центр качества образования

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    Банк заданий для начальной школы

    Функциональная грамотность на уроках математики

    Функциональная грамотность на уроках окружающего мира и математики

    Функциональная грамотность на уроках чтения и окружающего мира

    Функциональная грамотность на уроках литературного чтения

    Карточки с заданиями

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie