Что такое готовность ребенка к школе?
Одним из важных показателей готовности к школе являются физиологические и психофизиологические особенности ребенка. Ребенок может уметь читать и считать, но физиологически быть еще слабым. Организм и определенные структуры мозга ребенка должны «созреть» для нового этапа его жизни. Не стоит забывать, что обучение в школе сопровождается увеличением физиологической и психологической нагрузки. К примеру, первоклассникам необходимо быстро привыкнуть к достаточно длительному по времени сидению на одном месте, при котором нужно все время удерживать внимание, да еще и обучатся новым навыкам. Это требует определенного уровня развития всех систем организма ребенка.
Следующим очень важным показателем школьной готовности служит мотивационная готовность – «желание учиться». Мотивационная готовность к школе определяется желанием ребенка самостоятельно добывать знания, обучаться новым навыкам, принимать ситуацию обучения, как необходимую для получения новых знаний.
Социальная готовность подразумевает, что ребенок-первоклассник должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям: его поведение должно соотносится с поведением другим детей и учителя. Важно, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь ко всему классу, обращается и лично к нему. Также важна для успешного обучения, способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам. В общении со сверстниками необходимо, чтобы была развита способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. Взрослея, ребенок сталкивается с необходимостью решать все более сложные и разнообразные задачи; совершенствовать свои действия по решению этих задач, получая новые результаты. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как внимания, всех видов памяти, мышления, мелкой моторики. Очень важным интеллектуальным навыком выступает умением планировать свои действия.
Личностная готовность к школьному обучению определятся сформированностью у ребенка «внутренней позиции школьника». В конце дошкольного детства у детей часто появляется желание подняться на новую возрастную ступень в глазах младших детей и сравняться в положении со старшими детьми. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Ребенок частично отказывается от игры – ведущего вида дошкольного возраста, проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе: адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Волевая готовность. Уже в дошкольном возрасте ребенок учится преодолевать возникающие трудности и начинает подчинять свои действия поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими поведением. Сформированность умений контролировать свои действия, подчиняться правилам во многом определяет успешное обучение ребенка в школе.
Теперь мы видим, что готовность к школе – это многогранное явление. Если не сформирован какой-то один компонент, то ребенок при поступлении в школу может столкнуться со многими трудностями.